Архетипы

«В жизни встречаются важные явления, воздействующие главным образом психически, так же как имеются и такие наследственные черты, которые выражаются по преимуществу физиологически, т.е. физически. Среди психических наследуемых комплексов существует, однако, особая разновидность, не ограниченная в главном ни семейной, ни расовой наследственностью. Есть такие всеобщие духовные предрасположенности, под которыми следует понимать своего рода формы (платоновские эвдолы),…

Подробнее

Индивидуация

«Индивидуация не исключает человека из мира, но вбирает в него этот мир» (Юнг К.Г) Юнг сформулировал понятие «ИНДИВИДУАЦИЯ» для обозначения процесса личностной реализации, понятие, «обозначающее процесс, с помощью которого человек становится психологически «не-делимым» (in-dividual), т. е., отдельной сущностью или целым». Еще более проще, он называет ИНДИВИДУАЦИЕЙ сам процесс, с помощью которого человек «становится тем, кто…

Подробнее

Самость

«Будучи концепцией человеческой целостности, Самость по определению больше, чем эго-сознательная личность, поскольку, кроме нее, охватывает также индивидуальное и коллективное бессознательное» «Самость, как и бессознательное, существует априори, откуда собственно, и развивается эго» «Высшее и наиболее впечатляющее переживание… приходит к человеку вместе с его Самостью или чем-то еще, что человек предпочитает называть объективной психикой» «Дорога к Самости…

Подробнее

Тень

«ТЕНЬ – часть личного бессознательного, характеризующаяся как позитивными, так и негативными чертами и установками; сознание эго имеет тенденцию к отвержению или игнорированию этой части… Как правило, Тень можно заметить в проекции на человека того же пола, который почему-то (обычно чисто иррационально) вызывает неприятное ощущение. Подобная неприязнь сильно отличается от неприязни, обусловленной объективно неприглядными чертами: в…

Подробнее

Анима и Анимус

ANIMA – бессознательная женская часть личности мужчины. ANIMA несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской ANIMA обычно отражается в отношении мужчины к женщине. ANIMUS – бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону ЛОГОСА. ANIMA/ANIMUS – АРХЕТИПИЧЕСКАЯ фигура «образа души», она символизирует относящуюся к противоположному полу часть психики, и отражает как…

Подробнее

Персона (Маска)

«Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться. Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актерской личиной.» (К.Г. ЮНГ) «Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как…

Подробнее

«Я» (Эго)

«Я» (эго) как содержание сознания само по себе — фактор вовсе не простой, элементарный, а комплексный, и как таковой исчерпывающе описан не может. С эмпирической точки зрения он зиждется на двух различных основах, а именно, во-первых, на соматической и, во-вторых, на психической. Соматический базис выявляется как совокупность эндосоматических ощущений, которые, со своей стороны, имеют уже…

Подробнее

Мать – как Архетип

Первоначальная беспомощность и полная зависимость от матери в первичных отношениях придают ей «архетипическую» роль. Независимо от того, как ребенок воспринимает ее физически, она является всем окружающим миром, в котором он живет. Из-за того, что она регулирует его физические переживания, удовольствие или вялость, боль или голод, она внутри и вне его одновременно. И разница между этими позициями,…

Подробнее

Штрихи к Аналитической психологии

Аналитическая психология исходит из того, что «человек знает не больше того, что охватывает его сознание, и он знает себя только в тех пределах, в которых оно простирается. За ними лежит беспредельная сфера бессознательного, тоже принадлежащая феномену Человека. Поэтому мы могли бы сказать, что, быть может, Единый подобен человеку, то есть он и определяемый, и определимый,…

Подробнее

Голова Ведьмы. (Выдержки из книги Мэрион Вудман «Страсть к совершенству»)

Леди Макбет, крепко-накрепко ухватившаяся за место, на котором она могла пользоваться неограниченной властью, но сумевшая хладнокровно перенести свое банкротство и потому отказавшаяся даже от собственной жизни, эта героиня служит символом женщины, лишившейся своей фемининности , потому что преследовала цели, присущие мужчинам, которые сами являются пародией на маскулинность. И хотя в трагедии Шекспира сам Макбет лишается головы, его потерянная…

Подробнее